Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@

Сюжетно-дидактические игры в формировании количественных представлений у детей

31.01.2012

 

Сюжетно-дидактические игры в формировании количественных представлений у детей 4-5 лет

 

 Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах средней школы.

Проблема развития понятия числа у детей дошкольного возраста при значительной своей разработанности до сих пор остается весьма актуальной. Эта актуальность связана с тем, что:

во-первых, существуют разные теоретические подходы в этой проблеме;

во-вторых, в последнее время возникает новое психологическое понимание самого процесса обучения дошкольников элементарной математике;

в-третьих, остаются нерешенными некоторые важные вопросы о том, в каком дошкольном возрасте целесообразно начинать формирование у детей понятия числа.

Кроме того, сохраняется большая практическая значимость этой проблемы.

При обучении детей понятию числа дидакты и методисты стремятся опираться на одну из имеющихся сейчас психологических теорий происхождения числа у ребенка: на традиционную теорию (в основе понятия числа лежит сравнение количественных групп), на теорию Ж.Пиаже (в основе числа лежит синтез классификации и сериации предметов), на теорию П.Я. Гальперина – В.В. Давыдова (в основе числа лежит нахождение ребенком кратного отношения величин). Хотя в этих теориях имеются некоторые общие моменты, единой теории пока не создано, и педагогам можно работать на основе любой из них. Теория Ж.Пиаже используется по преимуществу в западных странах. В наших условиях применяется в основном традиционная методика, опирающаяся на теорию эмпирического обобщения и рассудочно-эмпирического мышления. Некоторые дошкольные учреждения используют третью психологическую теорию, которая создана сравнительно недавно и требует дальнейшей дидактико-методической разработки.

Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у ребят математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, сознательно овладеть навыками счета, измерения, т.е. приобрести элементарную, прочную основу в общих математических понятиях.

В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» указано, что существенные изменения произошли в содержании образования для детей дошкольного возраста, в общем характере и стиле педагогического процесса: наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения и принятие педагогической общественностью гуманистической педагогики [Концепция, с.3-20]. «Математические представления, - указывается в Концепции, успешно развиваются, когда взрослые организуют привлекательные для детей игры и занятия». Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным.

Использование сюжетно-дидактических игр помогает дошкольникам лучше овладеть знаниями о количественных представлениях, развить новые познавательные мотивы.

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, К.Д. Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету … также не должно спешить и идти дальше не иначе. Как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу» [Ушинский К.Д. О первоначальном обучении счету // Избр.пед. соч. – М., 1986.]. При этом он подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал. Мысли выдающегося русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время: они учитываются при разработке методов обучения детей элементам математики.

Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение, раскрываются новые существенные связи и отношения, появляется возможность их использования в различных незнакомых ситуациях.

Чем же руководствуются ученые при определении содержания и программы обучения количественным представлениям детей дошкольного возраста? Известно, что математические понятия (натурального числа, величины и др.) отличаются абстрактностью, однако вполне уяснимы, так как отражают связи и отношения, свойственные предметам внешнего мира. Усвоение этих понятий, сложившихся исторически в процессе производственной деятельности общества, - явление сложное. Начинается оно с чувственного восприятия мира.

Исходя из материалистического толкования происхождения математических понятий, дошкольная педагогика включает в процесс обучения началам математики предметные действия с разными объектами, которые обеспечивают чувственную основу для формирования знаний и представлений, а также различные виды детской деятельности для практического их применения. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, создает условия для развития самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе. При этом нужно учитывать, что применение математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности, а именно: связь с жизнью у маленьких детей ограничена их возможностями; их жизнь – это игра, труд, занятия, поэтому приобретаемые знания по счету следует использовать именно в этих видах деятельности; использование же знаний в разных условиях делает их более значимыми и прочными.

Формирование у детей умения использовать приобретенные знания в новых, бытовых условиях следует рассматривать в качестве специальной цели обучения и направлять усилия на разработку и дальнейшее совершенствование методов практического применения математических знаний в деятельности, привлекательной для дошкольников.

Рассмотрим подробнее, какова роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – игры в использовании счетно-измерительных умений и навыков.

В детских садах накоплен достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа и т.д. При обучении началам математики педагоги широко используют игры, в которых у детей формируются новые о количестве и счете знания, умения и навыки (например, игры типа «Лото», «Домино», «Припаркуй автомобиль», «Свечи на пироге» и др.). Дошкольники совершают большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.

Однако в процессе умственных упражнений, которые так отчетливо выступают в существующих играх, дети имеют возможность отрабатывать и закреплять лишь отдельные счетные операции (количественный или порядковый счет, составлении числа из единиц и др.), не связывая их друг с другом. Поэтому дети пяти лет не понимают взаимозависимости выполняемых действий, их роли в качестве способа познания количественной стороны действительности.

Наряду с дидактическими в детских садах бытуют увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, космонавтов, моряков, хлеборобов; в больницу, магазин, школу, завод и т.д. Этим сюжетно-ролевым, творческим играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Поэтому многие психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Отражая в играх действительность взрослых, в которой ребенок практически еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых. Игра, по определению психолога А.В. Запорожца, дает возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре ребенок с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношений между ними и т.д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей.

Может ли количественная сторона действительности стать содержанием сюжетно-ролевой игры? На первый взгляд ответ прост: да, может. Действительно, дети в сюжете и содержании игр, а так же и в игровых действиях отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчеты, измеряет ткань, ленты, веревочки и др.; в игре «Транспорт» устанавливает маршруты и рейсы поездов, самолетов, автобусов и т.д.

Но, как показывают наблюдения, подобные действия дети включают в игры крайне редко, от случая к случаю, и выполняют их не точно. Почему?

Для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между людьми. Самостоятельно сделать это ребенок не может. Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. На этой основе возникает игра, и ребенок, реализуя взятую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий.

Что касается количественных отношений, то самостоятельно, непосредственно воспринять действия взрослого с числом, счетом, измерением ребенок также не может. Область количественных отношений как бы выпадает из поля его зрения. Он в своем опыте обычно не сталкивается с необходимостью практического использования этих отношений, и потому они не отражаются в его играх. Выделить в действительности взрослых количественные отношения и способы их определения ребенок может только с помощью воспитателя.

Счет и измерение – действия взаимозависимые, они должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определенной последовательности. Поэтому в игре, где используются счет и измерение, воспитатель должен брать на себя такую роль, которая позволила бы ему контролировать правильность и точность выполнения каждым ребенком математических действий. Однако при авторитарном руководстве педагога возникает опасность нарушения самостоятельного характера детской игры. Следовательно, чтобы сохранить саму природу игры и в тоже время успешно обучать ребят основам математики, а именно операциям счета и действиям с мерами, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникало объективная необходимость в практическом применении счета и измерения; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

Иначе говоря, в такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и необязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил. Речь идет о сюжетно-дидактических играх, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке. Сюжетно-дидактическая игра, организованная воспитателем после занятий дает ребенку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные представления. [Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1993.]

Этого можно достигнуть при соблюдении следующих условий организации сюжетно-дидактических игр:

1. Отбор знаний для игр;

2. Ознакомление с доступной деятельностью взрослых через наглядность;

3. Отображение экономического содержания в сюжете и содержании игры;

4. Обогащение игры по тематике, сюжету, ролям, взаимоотношениям;

5. Совместное изготовление атрибутов для игр;

6. Участие воспитателя в игре;

7. Создание игровой проблемной ситуации.

Развитие сюжетно-дидактической игры идет поэтапно:

1 этап – Сюжетно-дидактическая игра – воспитатель в ведущей роли.

2 этап – Сюжетно-дидактическая игра – воспитатель во второстепенной роли.

3 этап – Самодеятельная сюжетно-дидактическая игра. Воспитатель-наблюдатель.

Система сюжетно-дидактических игр позволяет заложить основы базиса личностной культуры дошкольников с приоритетом экономического развития через интегрирование разных видов деятельности.

Качество игры детей во многом определяется их информированностью о сфере жизни, отражаемой в игре. В связи с этим важно большое внимание уделять средствам обогащения сюжета при разработке игровых технологий.

Практика работы показывает, что наиболее целесообразной является следующая структура технологической карты сюжетно-дидактической игры:

1. Тема, задачи игры.

2. Роли, содержание сюжета.

3. Средства обогащения сюжета.

3.1. Занятия, дидактические игры.

3.2. Литература, беседы.

3.3. Наблюдение, демонстрация.

3.4. Предметно-игровая среда.

Так сюжетно-дидактическая игра помогает сделать экономику понятной через моделирование реальных жизненных ситуаций: купля-продажа, производство и сбыт продукции и др.

Таким образом, в сюжетно-дидактической игре при непосредственном участии взрослого создаются весьма благоприятные, соответствующие возрасту детей условия для счета разных объектов в различных ситуациях.

В процессе практического счета, который присутствует в сюжетно-дидактических играх, отражающих трудовую деятельность взрослых, дети осознают значение математических действий для жизни человека, их последовательность и взаимозависимость. Они достигают более высокого уровня в овладении программным материалом по математике и по ознакомлению с окружающим, в частности с содержанием труда людей разных профессий.

Особая роль сюжетно-дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Однако воспитателю необходимо помнить, что процесс овладения этими знаниями происходит постепенно, поэтапно.

Комментарии (0)Просмотров (451)


Зарегистрированный
Анонимно