Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@
«Столовый этикет – залог здоровья»
31 Октября 2017 | Опубликовано в Конспект проведения занятия по здоровому образу жизни «Столовый этикет – залог здоровья» для детей средней группы | Просмотры: | Комментарии: 0

Конспект

проведения занятия по здоровому образу жизни

«Столовый этикет – залог здоровья»

для детей средней группы

 

               Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении. Каждый педагог и родитель задумываются над этим вопросом.

 

 

Цель: Воспитывать навыки культуры поведения за столом.

 

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, это ваши мамы и папы. Давайте пожелаем им «доброго утра».

            (Раздается стук, воспитатель заносит конверт с письмом.)

Воспитатель: К нам заходил почтальон и принес письмо от Степашки. Давайте его прочтем.

«Дорогие ребята! Скоро у меня день рождения. Но я забыл правила поведения за столом. А они полезны для  здоровья моего и моих друзей.  Помогите мне, пожалуйста, их вспомнить. Большое спасибо, Степашка.»

- Поможем Степашке? (Ответ детей)

Воспитатель: Да, ребята, здоровье – это самое ценное, главное в жизни. Чтобы быть здоровым надо соблюдать столовый этикет, т.е. культуру поведения за столом во время еды. Давайте вспомним эти правила и расскажем, а ваши мамы и папы их послушают.

            (Дети вспоминают и поочередно называют правила поведения. Если дети не назвали какие-либо правила, воспитатель дополняет.)

     Не сиди, развалившись, сиди прямо.

     Не клади ногу на ногу. 

     Не шаркай ногами, не разговаривай. 

     Не вертись, не толкай товарища. 

     Ешь аккуратно, не проливай на скатерть. 

     Кусай хлеб над тарелкой. 

     Не ломать хлеб, а откусывать его.

     Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай. 

     Правильно держи вилку, ложку и нож. 

     Когда пьешь, чашку нужно держать за ручку, поднимать ко рту, а не нагибаться к чашке, когда она стоит на столе.

     Нельзя барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

     Не говорить пока во рту пища.

     Пожелать сидящим приятного аппетита, а другим в ответ поблагодарить.

     Говорить «Спасибо» всякий раз, когда тебе подают еду или убирают посуду.

     После еды положи ложку или вилку в тарелку. 

     Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари.

     Пользоваться бумажной салфеткой по необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить рядом с тарелкой. 

     Соблюдать чистоту и опрятность.

     Хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками.

     Съедать все, что предложено.

     После еды полощи рот. 

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы рассказали все правила, которые необходимо соблюдать во время еды. Я сегодня запишу все правила и после работы пойду на почту и отправлю Степашке письмо с ответом.

            Но есть еще одно важное правило: перед едой необходимо  накрыть столы красиво. Сейчас, наши ребята наденут специальную одежду: фартуки и колпаки. И  покажут, как правильно сервировать стол к завтраку. (Дети выполняют действия.) 1 ребенок: Раскладываем салфетки для каждого ребенка, чтобы стол оставался чистым. 2 ребенок: Ставим на стол салфетницу с салфетками для рта и рук. 3 ребенок: В центре поставим хлебницу.

Воспитатель:  Наши дети каждый день накрывают на стол к завтраку, обеду,  ужину. И как они это делают, сейчас вам расскажут:

 

Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.


Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.


Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».


Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.


Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.


От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.


Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.

Воспитатель:  Вот мы и накрыли на стол. Что мы должны пожелать сидящим за столом? Правильно, мы пожелаем им «Приятного аппетита». Предлагаю всем пройти на свои места.

            (Дети ставят стулья на свои места и идут мыть руки)

Воспитатель:

Час завтрака подошел,

Сели деточки за стол

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат

Во время еды не сори,

Насорил - так убери.

А с едой не играют.

За столом едят, друзья,

Баловаться здесь нельзя!

            Приятного всем аппетита!

            (Воспитатель сопровождает процесс еды сообщением о том, как надо правильно есть блюдо, в чем его основная польза, кто его любит и т.д.: выражает уверенность, что все дети с ним хорошо справятся, и оценивает результат.)

Воспитатель: Сегодня мы увидели, как вы подросли, а ведь в этом помогло вам молоко. На занятии по физкультуре вы будете бегать очень быстро - это всё овсяная каша, которую вы съели на завтрак.

Напоминаю, что после еды следует играть спокойно, чтобы «в животике все улеглось на свои места».

А вашим мамам и папам я раздам памятки, чтобы они могли проследить за тем, как вы дома соблюдаете столовый этикет.

 

 

Литература

            Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду: метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/[Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.: сост. Т.Н. Доронова]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.

 

Памятка для родителей

 

 «Столовый этикет»

 

1.   За столом ребенок должен сидеть прямо, облокотившись на спинку стула, стопы параллельно полу. Нельзя раскачиваться на стуле.

2.   Если хочется кашлянуть или чихнуть, то следует отвернуть лицо к плечу, прикрыть рот салфеткой или рукой.

3.   Во время еды и питья следует соблюдать тишину, глотание и пережевывание не должны быть очень громкими.

4.   Если желаемое блюдо или напиток находятся далеко от малыша, то не нужно тянуться, необходимо попросить рядом сидящих людей о помощи. После передачи блюда необходимо поблагодарить человека за услугу.

5.   Во время еды нужно удобно расположиться, не рекомендуется расставлять локти, тем более толкать рядом сидящих людей.

6.   Трапеза это не только принятие еды, но и беседы. В диалог моно вступать только после полного пережевывания пищи. Собеседник будет лучше слышать вас, поведение будет тактичным.

7.   Недопустимо играть с едой, необходимо объяснить ребенку, что нельзя крошить хлеб, размазывать кашу. Отношение к еде должно быть уважительным. Баловство за столом непозволительно.

8.   Приучайте малыша благодарить за обед хозяйку дома, если вы дома, то это мама. Организаторы обеда всегда стараются, благодарность гостей – это признак воспитанности и уважения.

Полезные привычки

Мытье рук перед употреблением пищи. Необходимо на личном примере показывать ребенку важность гигиенических процедур перед едой. Для начала можно проводить совместное мытье рук, со временем это станет полезной привычкой. Врачи рекомендуют мылить руки в течение нескольких минут, можно разучить веселую считалку и вместе с ребенком ее пропеть в течение мытья.

Прием пищи должен проходить в обеденной зоне. С юных лет важно приучать ребенка к этому правилу. В дальнейшее будет проще наводить порядок во всей квартире, выработается культура принятия пищи. Не рекомендуется употреблять еду за просмотром телевизора, за компьютером, чтение газеты, это отвлекает от процесса и минимизирует общение с членами семьи.

Во время обучения ребенка правилам поведения за столом будьте терпеливы и последовательны.

Если малыш нарушил этикет поведения за столом для детей, то не следует в грубой форме делать замечания во время обеда, лучше всего провести работу над ошибками уже дома. Не следует упрекать ребенка, унижать личность. Все недочеты и ошибки следует относить к конкретной ситуации, а не к ребенку.

Только эти качества помогут добиться стойкого результата и сохранят дружеские отношения в семье. От родителей требуется последовательность, правила должны быть едины, если чего-то нельзя сегодня, этого нельзя делать и завтра. Такое же правило действует во время провождения времени с другими родственниками: мамой, папой, бабушкой, дедушкой.

Другие важные моменты

§  Во время обеда поведение должно быть сдержанным, не стоит приковывать общего внимания, активно жестикулировать, громко разговаривать. Активные дети часто хотят быть в центре внимания, но следует соблюдать правила, вести себя в рамках приличия.

§  Если ребенку приглянулось блюдо, которое находится слишком далеко от него, то следует попросить окружение передать блюдо. Нельзя тянуться через весь стол, расталкивая окружающих, такое поведение недопустимо.

§  Когда передали блюдо, то нельзя копаться в нем в поисках лучшего куска, это выглядит очень не эстетично. Перед возвращением блюда на место следует предложить порцию своим соседям.

§  Считается неприличным покидать стол, если трапеза не окончена всеми участниками.

§  Дети могут присаживаться за стол после взрослых. Если вашему ребенку неинтересно за столом, начались взрослые разговоры, то в полнее допустимо покинуть его, предварительно спросив разрешения. Такое поведение считается уместным.

§  Очень интересно использовать новые столовые приборы в повседневной жизни, тогда для ребенка не будет сюрпризов, он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.