Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@
Конспект по развитию речи с детьми старшей группы «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
22 Сентября 2018 | Опубликовано в «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней» | Просмотры: | Комментарии: 0
Цель: Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картине, придерживаясь плана.

Программные задачи 

Образовательные:

- Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь. 

- Упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему.

Развивающие:

- Развивать речь детей, мышление, расширять представления об окружающем мире.

-   Развивать внимание, память.

Воспитательные:

-  Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

 -  Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы.

Словарная работа:

Активизация словаря: порывистый, моросящий, непроглядный, густой, хмурое, облачное, ненастная, учит добывать пищу, охотиться, прожорливые, крупная, осторожная, забавные, трусливые,

Обогащение словаря: ежиная семья.

Методы и приемы: художественное слово (загадка), вопросы к детям, пояснение, поощрение, физкультминутка, повтор, индивидуальные и хоровые ответы, итог.

Материалы и оборудование: мольберт, картина «Ежи» (из серии «Дикие животные»).

Предшествующая работа: чтение сказки А.Н. Толстого «Ёж», рассматривание иллюстраций к сказке, игра-инсценирование по сказке.


Индивидуальная работа: четкое и правильное проговаривание слов и фраз.

 

 

Ход НОД

 

I.                  Вводная часть.

         - Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине. Но сначала мы проведём разминку на тему «Осень».

 - Сильный, порывистый, холодный (ветер);

 - Моросящий, холодный, мокрый (дождь);

 - Непроглядный, серый, густой (туман);

 - Серое, хмурое, облачное (небо);

 - Ненастная, пасмурная, дождливая (погода);

 - Сухие, жёлтые, шуршащие (листья).

 

- А теперь, ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

Лесом катится клубок, 
У него колючий бок, 
Он охотится ночами 
За жуками и мышами.  (Ёж)

- Как вы догадались, что это ёж? (Ответы детей.)

 

II.               Основная часть.

Рассматривание картины «Ежи»

- Посмотрите на картину.

 Ребята, вам нравится картина?

- Как бы вы назвали эту картину?

         (Воспитатель оценивает ответы детей. Напоминает, что правильнее рассматривать картину в определенной последовательности, то есть по плану.)

- Кто нарисован на этой картине? (Ежиха и ежата.)

- Где живут ежи? (В лесу.)

- Посмотрите внимательно на лес. Кто догадался, какое время года изображено? 

- Какая была погода?

         На картине изображена целая ежиная семья в осеннем лесу.

- Как вы думаете, это дружная семья?

- Как вы догадались? (Все вместе, взрослые заботятся о детях, дети учатся повадкам у взрослых.)

- Какая мама-ежиха? (Большая, крупная, смелая, сильная, осторожная.)

- Какие ежата? (Маленькие, забавные, трусливые, хорошие.)

- Что мама делает? (Заботится о своих детях, кормит их, учит добывать в лесу корм.)

- Что делают вот эти ежата? (тащат червяка в разные стороны). Вспомните, что ещё едят ежи? (мышей, ягоды, грибы, личинок, жуков).

- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? (учит добывать пищу, охотиться).

- Если она учит своих ежат охотиться, то, как про неё можно сказать? (умная, заботливая, внимательная).

- Как можно сказать о ежатах, которые никак не поделят червяка? (голодные, жадные, прожорливые).

- Что делает вот этот ёжик? (свернулся в клубок).

- Как вы думаете, почему он это сделал? (испугался жука, спрятался от него). - Как ещё можно сказать? Какой ёжик? (трусливый, боязливый, пугливый, слабый).

 

Физкультминутка «Еж».

Еж спешил к себе домой,

Нес запасы он с собой.

Через кочки еж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился

– В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

 

Составление рассказа по картине «Ежи».

Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ. Постарайтесь при составлении рассказа использовать те слова, которые мы использовали при рассматривании картины и постарайтесь рассказать так, чтобы нечего было добавить.

        

III.           Заключительная часть.

         Выслушав рассказы детей, воспитатель и другие дети оценивают какой рассказ был интересней, аргументируя свой выбор.

- Чей рассказ вам понравился?

- Какие слова в рассказе понравились?

- Как можно еще начать рассказ?

- Как можно закончить рассказ по-другому?

 

IV.           Итог.

- Ребята, вам нравятся ежиха и ежата, изображенные на картине? (Да, нравятся.)

- Как вы думаете, ежам понравится, если ребята заберут их из леса домой?

- Почему же им не понравится? Ведь мы будем за ними хорошо ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, светло, врагов нет - волка, лисы, медведя. (Ответы детей).

- Правильно, ребята. Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Животных нельзя забирать из привычного для них места обитания.