В современных условиях
наступление «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой
проблемой сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания
принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой
личности.
Если мы хотим
воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и
уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее,
что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему
поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были
«Иванами, не помнящими родства».
Нашим детям необходимо
хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции
национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении
национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину,
свой народ и все, что связано с народной культурой: танцы, в которых дети
черпают нравы, обычаи и дух свободы творчества, или устный народный фольклор:
считалки, стихи, потешки, прибаутки.
Необходимо донести до
сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры,
воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к
истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь
содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через
сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская
песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.
В народном сознании
издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе,
доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные
преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, не милосердие и
т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не
только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и
осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству
пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной
мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде.
Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское
народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и
основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления
личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные
качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие
ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.
Культуру России
невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки
духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные,
эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На
основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное,
усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая
сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения
декоративно - прикладного искусства, дети испытывают чувство радости,
удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют
воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении
трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Народная культура -
это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный.
Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества,
народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на
эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка,
формирует общую духовную культуру.
И начинать приобщение
к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления
неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство - это время,
когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Приобщение детей к
семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам
взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный
воспитатель ребенка – это семья.
Народное искусство
своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок
вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек,
успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска,
музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую нагрузку. В
результате выходит тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется
спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение
радости.
Старинная мудрость
напоминает нам: «Человек, не знающий
своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей,
что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных
традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет
на духовное и эстетическое развитие детей.